Пик Букреева из Бутаковки

Бутаковское ущелье

Вершина имени легендарного альпиниста Анатолия Букреева (3010 м) находится горах Заилийского Алатау на хребте малых гор Азу Тау и является крайней восточной вершиной этого хребта. До 2007 года вершина называлась Пионерской, так как восхождение на неё было популярнейшим маршрутом из расположенных в ниже лежащих ущельях пионерских лагерей. В 2007 году вершину назвали в честь Анатолия Букреева, т. к. он жил рядом, в поселке Горный Садовод (Котырбулак) и работал на ближайшей турбазе. На вершине были установлены 2 памятные плиты, одна именная, вторая с молитвой. С вершины открываются невероятной красоты панорамы. Видно город, как на ладони (который часто бывает в смоге), и цепь скалистых гор, с высшим её пиком в Зайлийском Алатау — пик Талгар.

Описание маршрута

Трек начинается в верховьях Бутаковского ущелья с автомобильной стоянки в конце асфальта, напротив кордона лесничества. Вы продвигаетесь по широкой тропе в юго-восточном направлении по стандартному маршруту на Бутаковский водопад, но на 1.3 км резко поворачиваете к реке на восток. Перейдя реку вброд или по мостику(если есть) вы идёте на восток вверх в узкое ущелье, которое выводит вас на жайляу и перевал Лесной. С жайляу есть две тропы на перевал: одна тяжёлая, прямая и крутая и вторая полегче — петлеобразная.

ВНИМАНИЕ! Запасы воды надо пополнять или на реке Бутаковке, или на роднике на жайляу. Далее по треку воды нет.
Но, учитывая бесконтрольный выпас домашнего скота, водой на весь маршрут лучше запастись дома.

Сделав привал на Лесном перевале, вы идёте по гребню вверх в восточном направлении через хвойный лесной массив. Этот участок маршрута богат грибами и ягодами в соответствующий сезон, а так же прекрасными видами на соседнее ущелье Горный садовод (Котырбулак). На 3.7 км зона леса заканчивается и тропа ведёт через альпийские луга, богатые разнотравием и разноцветием весь весенне-летний сезон. Выше границы лугов начинает возвышаться вершина пика Букреева. Продвигаясь по тропе на восток вы доходите до границы зоны лугов, обозначенной скальным выносом "Мыс Надежды". Это потрясающая фото-локация и место разбивки лагеря для ночлега (но воды тут нет). Далее тропа огибает скальный вынос слева и через небольшую седловинку вы попадаете к подножию пика Букреева. Как таковой чёткой тропы наверх нет. В сезон разнотравия её почти не видно. Идти надо прямо вверх, придерживаясь левой стороны. Иногда видимые участки тропы, виляя серпантином, выводят вас на левый склон гребня и тогда во всей красе вам открывается трёхглавый пик Талгар (4979 м), самая высокая вершина Заилийского Алатау. На финальном отрезке тропа огибает вершину слева. На вершине установлен памятный колокол и закреплены три таблички в честь Анатолия Букреева.

В зимнем варианте похода есть несколько нюансов:

• Тропа до "Мыса Надежды" проходит по самому высокому, левому, краю луговой зоны, через ёлки, так как там минимальный уровень скопления снега.
  • Тропа слева от "Мыса Надежды" лавиноопасна, поэтому зимний вариант проходит прямо через скальник.
  • Финальный, обходной, предвершинный отрезок лавиноопасен, поэтому вершина не обходится слева, а штурмуется правее, обычно за снежным карнизом, там где снег сдувается и оголяется каменистое покрытие.

Обратный спуск по пути подъёма.