Уй Тас

Каскеленское ущелье

Камень "Уй-Тас" — самая доступная «горнопоходная» туристическая загадка Каскеленского ущелья. Что же в нём загадочного? Обычная монолитная глыба серого гранита, высотой 5 м, диаметром 6 м и весом в полтонны. Дело в том, что во-первых это и правда камень, а не отколовшийся кусок скалы. То есть в нём нет ни трещин, ни сколов, а формой он напоминает юрту. И лежит эта каменная юрта не внизу в ущелье, где как раз и место всем камням, а на самом гребне хребта, на границе леса. Самое интересное, что по близости нет ни одной скалы, откуда он мог сорваться, ни других камней, а данный камень будто упал с космоса, и даже землю продавил. Скорее всего миллионы лет назад его принес древнейший ледник с горных вершин. Нигде на Тянь-Шане такого громадного, без единой трещины камня больше не встретить. А землю вокруг него могли вырыть люди, для проведения религиозных обрядов. Тем более, что внизу на обширных разливах реки есть холмы, напоминающие курганы. Но никаких археологических подтверждений этой теории пока нет.

Описание маршрута

Этот поход выходного дня подходит для неподготовленных туристов, желающих за короткое время подняться на максимально высокую точку. От конца асфальта начинаем движение по грунтовой дороге в южном направлении и через 300 м поворачиваем налево по менее раскатанной дороге, уходящей в ущелье Емеген. Ещё через 300 м  дорога опять раздваивается — прямо в ущелье и направо на гребень. Идём по гребню и через 2 км от старта приходим к камню Уй Тас. Рядом с камнем построена примитивная беседка для отдыха. Постарайтесь соблюдать правила нахождения в горах и не мусорить! Если вы не устали и вам позволяет время, то можно прогуляться дальше по гребню, плавно поворачивая на восток в ущелье реки Южная Казачка. По тропе можно дойти до перевала Айдарыс и далее по гребню подняться на ближайшую вершину 3200 м, откуда открывается полный обзор прилегающих ущелий. Обратный маршрут по пути подъёма.