Поляна Терра. Алёшкин мост

Поляна Терра

Поляна Терра — живописная локация, расположенная в Проходном ущелье, на высоте 2600 метров над уровнем моря. Она облюбована многочисленными туристами с момента зарождения массового туристического движения в Заилийском Алатау. Наличие родника, окруженного плоскими полянками делало Терру идеальным местом для обустройства лагеря после дневного перехода на пути к озеру Иссык Куль в Киргизию или по другим многодневным маршрутам. В последствии страны разделились, граница закрылась, но любовь туристов к Терре осталась и многие Алматницы ходят туда с ночевой на 2-3 дня.

Описание маршрута

Начало пешеходного маршрута на Терру начинается в Проходном ущелье, 3 км выше от конечной остановки автобуса № 28, от резкого поворота дорожного серпантина к бывшему курорту «Алма-Арасан». На этом месте оборудована автомобильная стоянка, имеются места для отдыха и баки для раздельной утилизации мусора. В 600 м от начала тропы, выше по течению реки, на горячем сероводородном источнике Алмарасан, оборудовано место отдыха с беседками, раздевалками, купальнями и воркаут площадкой. Тропа до источника несколько раз пересекает реку. Места переходов обустроены крепкими мостами и трапами. Поэтому горячие источники Алмарсан доступны круглый год и очень популярны среди горожан.

За водопадом тропа продолжает идти по восточному склону, по пути пересекая два ручья с чистой водой. Далее (через 900 м от начала маршрута) тропа раздваивается. Один маршрут уходит резко вверх налево, второй идёт прямо вдоль реки. Идти можно по обеим тропам, так как менее через километр они сходятся. Левая тропа проходит через красивую берёзовую рощу, а правая через сосновый бор. Далее 1.5 км идёт хорошо видимая тропа, вплоть до глубокого оврага ручья Большой Игузек, промытого селевым выносом со склонов Большого Алматинского пика. Ручей пересыхает во второй половине лета. Тут надо быть очень внимательным, так как нескольких местах старая тропа уходит в пропасть и нужно подниматься максимально вверх по тропе вдоль оврага до ели, на которой вырезана стрелка и только в этом месте переходить на другой берег. После перехода оврага тропа идет по лесу, круто взбираясь вверх, а затем идет около высокого обрыва. В этом месте старые тропы также выходят в бездну, поэтому идти лучше верхней и самой натоптанной тропой. Далее тропа идет чуть более километра по лесу, с выходом на небольшие поляны, до развилки троп. Левая тропа (по ходу ) забирает вверх по восточному берегу реки и выходит траверсом прямо к развилке троп у Алёшкиного моста в месте впадения в Проходную ручья с пер. Жосалы Кезен. От развилки тропа на восток идёт на перевал Жосалы-Кезен, на юг — в верховья Проходного ущелья, на запад — поляны (Сурков, Высоцкого, Терра). Правая (по ходу ) тропа идёт вдоль восточного берега реки ещё 800 метров и выходит к переправе через реку в виде железной трубы и брёвен. Переходить мост надо предельно осторожно, так как он скользкий. Далее тропа забирает резко вверх по западному склону и через 300 м выходит к поляне Терра (2650 м) и Ведьминому ручью — излюбленному месту туристических стоянок. С поляны на юге справа видна зубчатая вершина — это пик Пила, слева снежная гора Карнизная, а на востоке возвышаются скальные выносы Большого Алматинского пика. Перед Ведьминым ручьём тропа уходит налево — это единственная хорошая тропа, которая выводит на Алёшкин мост, до которого еще около 1 км. Набор высоты около 100 м. В этом месте с восточных склонов ущелья (со стороны Космостанции) в Проходную впадает речка Жосалы Кезен. Рядом с мостом на камне прибита табличка в память об Алёше Молчанове.

В 1987 году группа туристов переходила реку по бревну, время было вечернее, и бревно перехлёстывала поднявшаяся к концу дня вода. Алёша, вероятно, поскользнулся, потерял равновесие и упал в реку. Падения никто не видел, и его исчезновение обнаружили только утром. Место переправы с тех пор Алёшкиным мостом.

Обратный спуск от Алёшкиного моста по пути подъёма.