И пусть ничто не потревожит сны...
Как и обещал, в этой статье попытаюсь проанализировать влияние обобщённо-исторических двигателей человечества вперёд на отдельных мужских особей homo sapiens и субъективные факторы опасности, возникающие при нахождении этих особей в туристической группе.
Так уж сложилось, что основными мотивационным пенделями, побуждающими человеческую male specimen к эволюционному развитию, были лобызание и битва. C самого рождения, он получал от прибывшего с войны отца семейства скудные «безэ», сопровождающиеся проповедями о божественной избранности «яжмальчика» на наследство и борьбу. А когда падре убывал на очередную битву, отпрыск оставался в родных пенатах, слушать сказки мадре и тренироваться трансформировать жаб в принцесс. Но, достигнув пубертатного периода, он сразу переставал верить фолиантам и уже смело чмокал все окружающие регалии и реалии, начиная с сапога возлюбленной и перста его святейшества, заканчивая отцовской саблей и флагом отечества. После этого ритуала, объект лобызания автоматически становился причиной, по которой надо было бутузить склоняющихся пред иными идолами, включая ведьм и ветряные мельницы.
Время шло, менялись нравы и принципы, а объекты лобызания становились всё возвышеннее и недостижимее. Обувь сейчас целуют только «яждевочки», и то в случае, ели у неё ценник аэроплана и красная подошва. Отдельно избранные мальчики продолжают чмокать перст патриарха и бьются с Вельзевулом на невидимом фронте. Лобызать корону и геройствовать за империю стало как-то не комильфо, а авторитет флагов в последнее время оказался сильно подорванным. В итоге у сильных представителей человечества остался скудный выбор для ритуального прикладывания уст с последующим складыванием костей в ящик — за металл и за идею. С первым полем битвы пусть разбираются финансовые аналитики, а вот на втором автор решил расположиться поудобнее.

Разные, по сути, идеи возникают у всех в одном месте — в мозгу! Хотя многие девочки убеждены, что мальчики думают отнюдь не этим местом и бесполезно переубеждать их в обратном. Соответственно разным идеям, битвы тоже ведутся на разных фронтах: научном, творческом, спортивном, священном, гендерном, политическом и так далее. Но тут есть один нюанс — если поспрашивать сегодняшнего мальчика о враге, то большинство ответят вам, что воюет сейчас он с самим собой, а трупы вокруг, это лишь щепки, отлетающие в процессе обработки внутреннего стержня. Осознавая это, стоит отметить, что матушка природа постаралась наделить каждую мужскую особь любого вида и рода одним полезным качеством, запрограммированным где-то глубоко на нейронном или даже на генетическом уровне — стремлением к лидерству. Если отбросить побочные эффекты, эволюционная суть этого качества сводится к выживанию в группе самцов с финальным доступом к здоровой самке. Если мелочи учитывать, то в результате мы получаем некое мальчиковое божественное триединство отца, сына и святого духа — идея, порождающая внутреннюю борьбу, подсознательно ведущую к восседанию на белом коне с ритуальным почмокиванием собственного эго и жертвенным возлиянием слёз, пота и крови! В этом нет ничего запредельно плохого, если бы не одно «НО», приближающее нас к горной тематике!!!
В некоторых областях своей деятельности, человеку приходится объединяться с себе подобными. Именно так, в команде, продуктивнее и безопаснее достигать поставленных целей. Одним из таких видов деятельности является поход человека в объятия дикой матери природы, где выстругивание внутреннего стержня наиболее уместно, благоприятно и безопасно для остального социума. Поход — это передвижение организованной группы людей по определённому маршруту, в установленном порядке и с определенной целью. Поход может быть, как пеший, так и с применением различных средств передвижения. Так же походом можно назвать альпинистское восхождение и даже плавание под парусом. Цель, маршрут и группу формирует лидер, основываясь на личном опыте и своде незыблемых канонов, прописанных кровью и костями не вернувшихся домой, а попросту — Техникой Безопасности. По-другому никак. Всё, что иначе, без организованности, порядка, маршрута и цели, это праздное шатание и гуляние в никуда, приводящее к накоплению критической массы идиотизма и к летальному исходу. Это надо принять, простить и понять, что лидером походной группы является не только официальный инструктор или нанятый гид. Если вы собрали в поход друзей (родственников, коллег и пр.), то в этой группе именно вы автоматически становитесь лидером, который должен не только обладать авторитетом, но и знать маршрут к цели и обратно, уметь просчитать дистанцию, набор высот, тайминг и иные цифры, влияющие на благоприятный исход мероприятия и выживание группы. В противном случае вы (или группа) должны выбрать иного лидера, владеющего соответствующим опытом и навыками.
«В любом, даже самом простом выходе в нецивилизованную среду, даже на несколько часов, даже если группа попадает в условия не экстремальные, должен быть лидер. Если это группа родственников, то можно выбрать старшего и с ним советоваться. Или выбираем молодого, но самого сильного и активного: «Ты будешь нашим командиром!» Это обязательное условие. Причём это должен быть не стихийный лидер, а тот, которого выберут все участники. Все согласны и руки пожали, чтобы потом не было разногласий: «Я не буду ничего делать, я его не хотел, а хотел другого...»»
Но жизнь, пьеса абсурдная, зачастую с непредсказуемым финалом. Бывает, что в сюжете некоторых походов нежданно появляется персонаж, роль которого не прописана в сценарии. Это второй лидер, спонтанно рождающийся среди участников вояжа. Видимо первобытная действительность пробуждает в некоторых индивидуумах то самое мужЫцкое божественное триединство, требующее немедленного жертвоприношения и ритуального причмокивания. Такой форсмажор нарушает традиционно-каноническое течение походного бытия, подрывает авторитет и стрессоустойчивость существующего лидера и пагубно влияет на психологический фон всей группы в общем. А мы то с вами знаем, что сочетание этих субъективных факторов незамедлительно приводит к обострению факторов объективных, частенько с трагедией в финале пьесы.«Для многих людей проявление ответственности в жизни, это горькая пилюля, которую обычно не хотят принимать. Зачем что-то делать если можно сесть и довериться кому-то другому. Особенно в ситуации неопределенности, незнания ситуации, страха или паники, когда включаются 3 основным стереотипа поведения: Бей, Беги, Замри. Так вот Лидер этот тот другой, готовый брать на себя всю ответственность за происходящее с ним и другими людьми, который делает так чтобы „Бьющие“ не поколотили „Замерших“, а „Бегущие“ не убежали навстречу приключениям на их задницу. И, к сожалению, такой человек не всегда самый „САМЫЙ“ во всех качествах и навыках. Тогда может появиться конкурент, который начнет перед групповыми самками или другими самцами показывать своё красивое оперение. Такая ситуация порождает конфликт между лидером и таким человеком, разъединяет группу, и общая цель перестает быть таковой, что чаще ведет к неприятным последствиям, за которые придется лидеру отвечать де-юре.»
Врага надо знать в лицо, а бить в морду! Поэтому, если не вдаваться в частные психологические и физиологические подробности, многое обобщить и не обращать внимание на детали, давайте знакомиться с этими деструктивными личностями.
«Двоевластие ни к чему хорошему не приводило. По крайней мере об этом говорит вся история человечества. В горах, в экспедициях, в путешествиях в дальние безлюдные районы, мы окружены матушкой природой, где царствует монархизм, который в некоторых случаях может перерасти в тоталитаризм. Без этого не будет живых, по итогу. Да, лидер может советоваться с группой, но решения принимает один человек, одна голова. Без лидера, это уже не организованная группа, а масса людей которая к сожалению имеет малые шансы на выполнения поставленной задачи и к сожалению живучесть участников в этой массе не высока. Мы можем копаться в исторических событиях и привести массу примеров с детальным разбором кто такой лидер группы, полка, армии нации и так далее. Но все сводится к двум вещам, описанным выше -выживание и выполнение поставленной задачи. Все остальное вторично. Если появляется второй лидер, то в этот же момент появляется конкуренция и противостояние. Так уж мы устроены. А в экстремальных условиях, противостоящие силы ведут к беде, а не к победе. Группа должна противостоять стихии, а не мериться достоинствами.»
«Лидер в группе, это как правило человек более опытный, который умеет принимать сложные решения в критических ситуациях, во время похода. Умеет похвалить, помочь, где это необходимо, не дать группе и отдельным её участникам начать принимать самостоятельные решения. Бывает, что находятся люди, которые спрашивают: „А я хочу знать, почему вы принимаете такое решение, а не идёте, как мы просим?“ На что я отвечаю: „Чтобы знать, почему я принимаю то или иное решение исходя из сложившейся обстановки, вам надо пойти учиться в школу альпинизма либо записаться в секцию, чтоб получить соответствующие занятия. В условиях похода (восхождения) у меня просто нет времени объяснить почему я принимаю то или иное решение.“ Появление второго лидера очень опасно. Даже смертельно опасно, чему есть реальные примеры в истории альпинизма. Лидер, если не справляется, должен просто завершить поход, развернув группу. Это моё личное мнение. Жизнь и здоровье участников должны стоять выше финансовой выгоды данного и последующих походов и восхождений.»
Эмоциональный лидер
«Коня, Коня, Всё царство за коня!»Актёр, комик, сказочник, неугомонный бард и харизматичный нарцисс — это всё он, эмоциональный «яжмальчик», своей энергетикой перетягивающий на себя одеяло руководства группой туристов. Может показаться, что в коротком походе выходного дня это не критично. Ну и славно же, что человек всех развлекает, поёт песни, травит байки. Да славно, только, если это не идёт в разрез с действиями главного звена, в противовес его требованиям. Если походный камеди отвлекает внимание группы от маршрута, замедляет её передвижение и подрывает важность инструкций лидера, то в нём нет ничего славного! Ну а если же речь идёт о многодневном походе, то, подобная буффонада, помимо вышесказанного, ведёт к нарушению общего режима и дисциплины. Ежедневный цирк начинает раздражать участников похода, психологический фон группы начинает страдать. В итоге критическая масса субъективных факторов ужесточает воздействие на группу факторов объективных, что напрямую влияет на достижение группой поставленной цели и даже может привести к трагедии, причём реальной.
Ещё большую опасность представляет харизматичный нарцисс, привыкший всегда быть в центре всего. Если внимание группы сосредоточено на текущем лидере, то со временем нарцисс начинает создавать ситуации, переключающие внимание группы на него. Он может понарошку заболеть, реально травмироваться или вообще потеряться, наблюдая с соседнего холма процесс поисково-спасательных работ. Финал пьесы описан выше, но может быть и хуже!
«Что делать с харизматичным Нарциссом? Гнать его в шею! А если серьезно, то такого человека не должно быть в команде. Для этого, перед серьезным походом, проводим знакомство с участниками группы, а лучше пробный поход, в котором сразу становится видно „кто есть кто“. В идеале, на этом этапе и происходит отсеивание. К сожалению, не всегда получается так как хочется. Например, участники похода приезжают из разных стран. Был у меня случай. Идем многодневку и все ярче проявляется такой второй лидер. Действовал я просто. В первую очередь я дал ему ответственное задание. Он был моим помощником — замыкал группу. Периодически я ставил его в перед и говорил, что доходите до такой то-то точки и ждете нас, ты ответственный. Все, он мой союзник. Но этой хитрости хватило на полтора дня, а далее он резко устал и шёл тяжело. Тут я выбрал другого замыкающего и уставший нарцисс шёл с ним в хвосте. Хитрость в том, что появляется вертикаль власти, когда, помимо лидера, есть помощник, который находится рядом с эмоциональным претендентом. Чтоб стать вторым лидером, ему нужно подавлять уже два авторитета. А я постепенно добавлял помощников и удлинял вертикаль власти. В и тоге сходили хорошо и инцидентов не было. Самое интересное было, когда на самом сложном участке он действительно устал и был виден его внутренний страх и просьба о помощи. В тот момент борьба за власть была прекращена.»
«Удовлетворение потребности или помощь в удовлетворении потребности — прямой путь заслужить доверие человека, и прекрасный инструмент управления. Поэтому нельзя полностью ограничивать нашего любителя „Орального“ искусства, так как пробка у него во рту будет мешать прохождению воздуха и слов, из-за чего он будет вынужден использовать другое отверстие. Поэтому нужно ограничить его тематическим количеством и дать понять, когда и как лучше шутить и не шутить. И если, например, у него на уме есть шутка или что-то другое он может сказать это вам. В таком случае группа цела и оральный зуд стих. С нарциссами сложнее, ведь им просто необходимо чтобы на них смотрели и говорили — „WOW!“. Такого человека конечно же тоже можно поместить в созданную лидером ситуацию, привлекающую внимание к нему.»
«Думаю тут всё очевидно! Подойти и спросить: „Вы что не наигрались в детстве? Спасибо Вам что поддерживали хорошее настроение в группе, но теперь надо быть предельно внимательными и слушать, что я вам говорю, идти молча, чтоб не пропустить сигнал опасности, если таковой будет подан кем-то из нас... Вечером, на привале пожалуйста веселитесь до общего отбоя! “ Если это не действует, надо принимать кардинальные меры, вплоть до разворота группы.»

Брутальный лидер
Эх, да надобно жить красиво! Эх, да надо нам жить раздольно!Богатырская наша сила — Сила духа да сила воли!
Этот совсем не сказочный персонаж тридцать лет и три года лежал на печи, питаясь мамиными расстегаями и бабушкиными щами. Но в один прекрасный момент он вдруг ощутил в себе силушку богатырскую, вышел за порог хаты, заорал на всю округу «Яжмужыыык» и пошёл по свету доказывать правоту, причём исключительно кулаками, так как в его голове кроме расстегаев ничего не было!
Это конечно шутка такая, но с изрядной долей правды и персонаж, думаю, понятен. «Яжмужык» может быть от природы наделён вескими животными аргументами в виде лошадиной выносливости и слоновьей силы. А возможно, что бицепсы, трицепсы и квадрицепсы, это его персональная заслуга, ради которой он не один год потел под грифом штанги. Причина тут не важна, важен итог — он сильнее всей группы вместе взятой, что априори назначает его на пост царя горы и председателя клуба. Директорская должность прописана в его генетике первобытными авторами и это естественно, что, в условиях дикой природы, он заявляет о своих правах на неё!
Я называю этот типаж «заруббой», потому что, сразу после первого знакомства, он попытается выведать у вас цифровые показатели (вес рюкзака, время захода, длительность ПВД, Max ЧСС, АП, АЭП, МПК и ОАК) и настойчиво начнёт приглашать на зарубу. Для него главное — победа, причём не важно в чём. Если «заруббою» не предоставить ежедневный челлендж, то он станет его создавать сам — задавать свой темп похода, уходить вперёд, подкалывать как сопоходников, так и гида. И ему не объяснить влияние слабого звена на единство цепи. Он то звено сильное и победа для него важнее понимания! В результате этого процесса группа переутомляется, слабое звено утончается, общий эмоциональный фон падает, цепь рвётся. Руководитель группы перегружается в двойне, потому что он находится в постоянном нервном напряжении от разрывающейся ответственности как за группу за его спиной, так и за «яжмужыка», убежавшего вперёд, без знаний и навыков. А зачем они ему, когда есть сила духа и воли? Итог этого раздольного перегруза мы уже знаем и он, увы, не так сказочно красив...
«Да, был у меня такой типаж, который думал, что он самый сильный в группе. И действительно, по объему мышечной массы я выглядел рядом с ним щупленьким подростком... Но объём мышечной массы сыграл с ним дурную шутку. В условиях нехватки кислорода он стал очень быстро уставать, а лидерские качества из него попёрли во время перехода по леднику с одного лагеря в другой. Дошло до того, что я просто поговорил с ним на его языке, откровенно грубо, так как он стал переходить на личности. Так и сказал ему: „Не смотри, что я худой и хилый, ты на руки мои посмотри, которые я ломал на улице в 90-е об таких как ты... Он на время притих. А на следующий день я развернул всю группу по причине плохой погоды. Когда спустились с ледника в лагерь, народ благодарил, что не остались наверху, но когда на следующий день до обеда было безоблачно, „второй лидер “ поднял голову: “ Таких гидов я ещё не видел! Зачем мне о смерти говорить. Я приехал сюда отдыхать!» К моему удивлению, ему ответила щупленькая девушка из нашей группы, за плечами которой не один горный марафон: «Ты приехал сюда отдыхать, а я приехала совершить восхождение и готовилась к этому! А ты на самом деле слабак и из-за тебя мы не сходили на гору!» Поддержка пришла и от гидов, которые были в параллельной группе и согласились с моими выводами, что народ не готов идти на гору в условиях плохой погоды. «А как вам по-другому объяснить, что в таких условиях не ходят. А если ходят, то часто остаются на горе самые сильные! Это ничего, что вы нас материте, за то потом не посадите, как гидов, которые прогнулись на Эльбрусе под участников и не развернули вовремя группу.» Ответ на вопрос: «Что делать с такими „лидерами“» — очевиден. Их надо «ломать», иначе они сломают вас и жизни других участников группы. Это моё личное мнение."
«Всё решается и отсеивается тоже на этапе подготовки. Но если мы уже идем, и он с нами? Я глубоко убежден что „гид“ должен быть как минимум на одну голову сильнее и выносливее самого сильного участника. Но было и такое, что попался богатырь. Я сразу стал уравнивать участников похода, разгрузил слабых и загрузил его и этого было достаточно на тот момент. Мне очень нравится общий подход и, в частности, фраза моего товарища: „На большой земле вы можете управлять корпорациями и иметь в подчинении тысячи людей, но тут, мое царство. Тут только я знаю, что делать, каким темпом идти, как обходить опасные участки и как вернуться домой живым и счастливым. Поэтому слушаем меня.“ Эту фразу я не раз слышал в реальном походе, и она работает.»
«Сначала бью — потом задаю вопросы. Это позиция Альфы. Обладая недюжинной силой в разных её свойствах, стремится её показать, так как тестостерон приказывает: „Делай!“. Для лидера это хорошая возможность распределить физическую активность группы в баланс необходимый для выживания. Лишний килограмм в рюкзаке, перетаскивание тяжестей, установка необходимого снаряжения, которая требует силы — всё где есть возможность дать этому человеку почувствовать себя важным в аспекте силы. При этом задача лидера как можно быстрее утомить такого человека, для того чтобы он перестал представлять организационную опасность для группы. При этом можно использовать альфу и нарцисса в тандеме — одному даём лишний килограмм, а второму показывает свое внимание.»
«Была у меня поучительная история в пятидневном походе. Большая группа взрослых дядек, около 17 человек, и 3 гида. Брутальные люди, ходившие на Эльбрус, возможно бывшие военные. У них был свой командир, как раз совмещавший в себе два типажа лидерства — эмоциональный и брутальный. Он постоянно был в центре внимания своей команды и, по началу, не пытался занять главенство в походе, оставаясь в тени. При этом было видно, что его эта ситуация напрягала и он мог обидеться на гидов и молча уединиться в палатке. В дальнейшем он пытался уводить группу в сторону, постоянно предлагая гидам свой маршрут и вмешивался в распределение общественного груза, благодаря чему незагруженная часть команды убегала вперёд, а остальная часть перегружалась. Затем доходило до того, что он стал высказывать свои условия по плану питания, в котором мы предусматривали полноценный приём пищи только утром и вечером, а в обед у нас был перекус. Он же требовал в обед суп, на чём мы теряли уйму времени и выбивались из графика. Затем оказалось, что в команде был человек с травмой ноги, но гидов об этом не предупредили. А этот командир знал о травме, но заставлял пострадавшего идти на гору. Естественно тот никуда не взошёл, а обратно спускался практически на уколах. При этом в самой верхней точке маршрута, когда не было никакой связи, командир стал требовать вызова багги, чтобы спустить пострадавшего. В общем выходит, что он организовал нам полный развал группы по питанию, по передвижению, по возможностям. Что делать? Если группа большая и состоит из взрослых, самодостаточных личностей, договариваться на берегу, на этапе подготовки, когда мы обсуждаем вопросы распределения снаряжения, вопросы питания, вопросы передвижения. Выстраивать вертикаль власти: «Есть главный гид, у него два помощника. В первую очередь слушаем их и выполняем их указания. Никакой демократии, никаких обсуждений! Если возникают какие-либо вопросы по ходу движения, то решаем их не друг с другом, а с гидом, причём отдельно от группы.» А главного гиды должны выбирать сами, задолго до похода, без участия группы.»

Бывалый лидер
Я в морях бывал повсюду, видел сотни разных рек!Никогда я врать не буду, не такой я человек!!!
Как узнать бывалого? А никак! Через пару минут после встречи, он сам вам всё расскажет и покажет. Фёдор Конюхов и Беар Гриллс — типичные представители рода «яжмужыка» с большим опытом. Это «выживальщики», игнорирующие комфорт и уют во всех их проявлениях, тем более в походной жизни. Знаменитый лозунг — «А х***и дома делать?», выкрикивают по утрам тысячи их последователей и подражателей, бодро выныривающих из проруби с мачете в зубах!
Но ошибочно считать, что бывалый лидер — это всегда персонаж в с буйной растительностью на лице и полным отсутствием её на макушке, щеголяющий в военном камуфляже и со штопаным дедовским рюкзаком "Ермак". Или небритый Рэмбо, в майке алкоголичке и неизменной банданой на лбу, из-под которой торчат засаленные локоны до плеч. Отнюдь! В последнее время бывалый значительно помолодел, обзавёлся высокотехнологичной экипировкой, регулярно возит группы в Непал и не палится в родных краях. Но он традиционно выкупается сбивчивым перечнем своих достижений через минуту телефонного разговора. «Каким ветром его занесло под ваше крыло?» — даже не пытайтесь разгадать эту загадку. Может быть бывалый следует лидерским инстинктам и выслеживает потенциальных соперников? А возможно ему приглянулась вон та блондинка? Не важно! Дело не в причине, а в результате, который может быть плачевным.
С одной стороны, наличие опытного «яжмужика» в группе несёт для лидера некоторые бонусы: можно посоветоваться, не надо объяснять детали и всегда можно поручить ответственное дело. С другой стороны, руководителю группы надо быть всегда начеку и краешком глаза круглосуточно присматривать за бывалым. Первая причина в том, что он «выживальщик», а остальные «отдыхальщики». У него иные цели и в любой момент он может откликнуться на зов предков и спонтанно уйти во тьму, а через пару дней поиска, так же неожиданно, из этой тьмы выйти с молчаливой усмешкой на устах. «Напрямки» — это его парадигма. «Семь вёрст — не крюк» — это его девиз. Всё зависит от сложности препятствий впереди и сытости волков, идущих по вашим следам. Но это не самое страшное. При критичном схождении звёзд бывалый с лёгкостью может обесценить цель, изменить маршрут, захватить полное лидерство и увести добрую часть группы в неизвестном направлении. При этом не обязательно, что они все дойдут туда, куда он обещал и маловероятно, что вернутся домой. Первопричиной возможной трагедии является всё та же разница в целях и опыте. Группа, собранная вами под определённую категорию маршрута, может быть просто не готова к сложностям пути избранного, что в итоге ведёт к трагическому итогу, при детальном рассмотрении которого можно обнаружить причину вторую — критическую массу опыта, при накоплении которой бывалый, просто не обращает внимание на незначительные, по его мнению, факторы риска. Это когда опытный электрик выключает рубильник и идёт чинить проводку, не повесив табличку «Не включать! Работают люди!». Опытный рабочий видит неработающий станок и включает рубильник, не подумав даже почему он выключен.....Финал всем ясен!
«Их компетентность это и друг и враг лидера. Когда хвастовство знанием не оказывается „Душными“ проявлениями „Тыканий“ и „А-яканий“, вполне можно прислушаться к такому человеку в ситуации сомнения или выноса совместного эффективного решения. В целом конфликт возникает из-за того, что хочет поделиться знаниями, но делает это в неправильной форме. Поэтому даём возможность блеснуть умом. Работает хорошо в паре с альфой, где один думает, а другой делает.»
«Думаю с таким просто: „Не нравится? Не надо идти со мной в поход. Идёте? Давайте договариваться и не мешать мне работать с людьми. Когда вы будете вести группу, тогда и будете командовать. Если у вас есть вопросы ко мне, то обсудить мы можем наедине, без посторонних.“ Надо сразу и жёстко пресечь его попытки захватить лидерство, спокойно, без лишних эмоций объяснить, что к чему. Если не поймёт, то выгнать из группы. Он же бывалый „выживальщик“ и сможет позаботиться о себе сам.»
«Гнать в шею или договариваться на берегу. Только такой вариант. Не спроста же мы даем анкеты и беседуем с людьми перед походами. Узнаем опыт, где и когда были в последнее время. С таким человеком классно советоваться. И слушать истории. Но тут нужно сразу определить кто ведущий, а кто ведомый. Если человек не хочет принимать правила игры, то не нужен он в группе. Но, есть нюанс. Я был на месте бывалого. Да, я головой понимаю, что не следует подрывать авторитет гида, если я сам клиент. Я осознаю, что меня ведут, что лучше меня знают, как в этих краях нужно поступать. Но есть и эмоциональная сторона. Есть ощущения. Есть проф. деформация. Когда ты привык принимать решения, оценивать ситуацию и искать наилучшие варианты движения, остановок и даже времени выхода на маршрут. А тут всё делают за тебя! И было действительно тяжело разрешить этот внутренний конфликт. В общем, ситуация опасная. В любом случае, в критический момент, включится внутренний лидер, и если до этого момента не подружиться с „бывалым“, то быть беде. Поэтому, как показал опыт, делай его союзником. Дай ему ощущение значимости, потешь его самолюбие. И в нужный момент дай понять кто здесь главный. Это тонкая психологическая работа, но вот такая у нас профессия.»

Гуру лидер
А ты мне опять со своим вот этим, иди суетись дальше, это твоё распределение,это твой путь и твой горизонт познания и ощущения твоей природы,
он несоизмеримо мелок по сравнению с моим, понимаешь?
Гуру стоит особняком от всех типажей лидеров, потому что проявляется редко. Обычно гуру сам водит паству в по «местам силы» не допуская в неё чужаков, или с допуском, но через предварительный и сложный процесс инициации, состоящий из голодания, гвоздестояния и всенощного пения абракадабры. Но когда его приходу требуется «свежая кровь», гуру отправляется на охоту, выискивая у костра белокурых дев, теряющих сознание от одного слова ОМ. Его маленькая котомка, на самом деле бездонная кладезь волшебных предметов, которые достаются оттуда у каждого фаллического жандарма или йонического древа. Раз — и он камлает бубном! Два — и он блинькает варганом! Три — и гул тибетской чаши пробуждает в сусликах инстинкт спаривания!
В идеале своём гуру безобиден, но очень назойлив, что может пагубно отразиться на психологическом состоянии группы. Предельно опасна горючая смесь гуру и всех предыдущих типажей, замешанная на понимании мира, йоге, шаманизме и микродозинге. В один прекрасный момент, вы рискуете утром обнаружить всю группу в состоянии изменённого сознания, или не обнаружить группу вообще. Возможно они встречают рассвет на горе духов или лечат мозоли у ручья предков, а возможно их уже принесли в жертву хозяину леса. Во всех случаях и при всех раскладах официальное следствие вам не поверит.
«Я от таких держусь подальше. Вот прям сразу. Нет во мне понимания этих загадочных людей, и, следовательно, в моей группе им не место. Как с таким человеком бороться если он тайком пробрался в наш стан? Нет ответа. Наверное, я бы его высадил в первой безопасной точке. Моё сугубо личное мнение, что такие люди опасны в принципе, а в походе, это пороховая бочка. Ему духи во сне нашептали, и он начал творить дичавшую херь. Нет, нет! Таким на льду не место!»
«Вся сложность в том, что сегодняшний гуру, это не умудрённый экзистенциальным опытом морщинистый старец, облачённый в ветхий серый балахон. Гуру нашего времени значительно помолодел, сменил невзрачный оверсайз на яркие одёжи, привезённые с Гоа, покрылся татуировками и стал коммерчески подкован, снимая с различных теорий и практик, только лишь сливки, которые можно монетизировать. Зачем вам предыстория из многолетних аскез и духовных практик? Вставайте сразу на гвозди, кстати „их есть у меня незадорого!“ „А вот жабку лизнуть не желаете ли? Я не уверен, что она превратится в принцессу, но вы себя почувствуете королём вселенной. Кстати с вас 200 долларов.“ Рассуждать на тему бытия вселенной и ныряния в поток юный сенсей может до бесконечности, но спорить с ним сложно, ибо мыслит он цитатами из прочитанного. Да и не надо спорить! Вычислив его в команде, попытайтесь выяснить причину, по которой он тут. Зайдите с вашей стороны, вы в ней сильнее! Откройте его суть другим членам команды, и, если они согласны, допускайте гуру в поход, но с одним условием — без агитаций, практик и камланий до утра. Обратите его в первый типаж. Пусть этот зелёный экзистенциализм останется на уровне театра. А потом, после похода, пусть каждый участник сам решает — лизать жаб или нет.»

«Тут правила игры устанавливает природа и, если не играть по этим правилам, тебе конец!»
«It’s my game and my rules» возможно и работает в городской среде, выходя из которой, можно прихватить свой бубен в тундру и самовар в Тулу, но рискованно для жизни! А природные правила таковы, что в любой группе особей, независимо от рода и вида, будь то табун, косяк, прайд, стая, коллектив, или команда, существует только один лидер. И не всегда лидерство решается поеданием котят и битвой на рогах. Частенько хватает голосового превосходства или повышенной пышности хвоста. И не везде в лидерах ходят мальчики, это уже параметр, напрямую зависящий от рода, вида и косяка. Лидер всегда один, иначе быть беде и безглазому дитю.