Человеческий социум устроен так, что нас с пелёнок сопровождают игровые запреты: сначала с маминой титькой играть нельзя, потом с едой со стола и содержимым своих труселей, затем приходит очередь электрической розетки, папиной трубки и той странной штуки из тётиного трюмо. Но когда взрослого человека прижимает внушительным прессом гражданского «низя и ааяяй», то все детские табу уже воспринимаются им как незакрытые гештальты, и он незамедлительно бросается доставать с пыльного чердака ту самую тётину штуку, гитару, велосипед и футбольный мяч. Зачастую это содержимое неожиданно сваливается на головы любимых чад, так как предкам заниматься закрытием гештальтов не позволяет время, статус, авторитет и другие взрослые отговорки.
«К чему такое длительное предисловие и причём тут горы?» — спросите вы. Дело в том, что алматинцы, проживая у самого подножия северных склонов Заилийского Алатау, отличаются от гостей города не только сакральным знанием «Низ-Верх». Многие из нас всю сознательную жизнь, лишь мечтательно поглядывали по утрам на заснеженные вершины, а дойти туда так и не собрались. Но вот наступает тот самый переломный момент в игре, когда наследник дойдёт, покорит и закроет, несмотря ни на что и вопреки всему! В этом месте хочется дунуть в свисток и достать жёлтую карточку, так как это игра не по правилам! Хотя, давайте обо всём по порядку.
Тайм Первый
Возле престижного автомобиля стоят трое мальчишек и рыдают. «Что случилось?» — спрашиваю я. «Таам, т-т-т-там змея-а-а-а-а, онааа укккусилааа м-м-м-меня» — орёт самый младший, показывая пальцем на земляного червя. К орущему трио подбегает возмущённая дама, давит модным сапогом бедного червя, отсыпает подзатыльники пацанам и запихивает их в гелендваген. «Ну зачем же так резко? — спрашиваю я — Вместо тумаков могли бы сказать сыновьям, что это безобидный червяк и бояться его не стоит, а тем более давить!». «Не для того я переезжала из деревни в город, чтоб объяснять детям чем отличатся лопух от чертополоха» — фыркнула дама и хлопнула дверцей авто.
Стоит призадуматься: «А правда, зачем объяснять, а тем более показывать?» Современные дети настолько урбанизированы, что предпочитают природе торговые центры. Дитя довольно — родитель спокоен. К тому же реалии времени таковы, что малолетний ребёнок может с лёгкостью перепрограммировать смартфон и взломать папину кредитку, но при этом дико бояться майского жука. Для чего же тогда родителям тащить любимое дитё в страшную природную среду, где какают лошади, жалятся пчёлки и падают камни? Не практично, не интересно и неспокойно.
«В походах ребёнок узнаёт возможности своего тела: сколько нужно приложить усилий чтобы перепрыгнуть камушек или ручеек, какие мышцы нужно задействовать чтобы пройти по неровной дороге, сколько вообще он сможет пройти до тех пор пока не устанет и как лучше отдыхать. Если он не знает эти физические возможности, то как дальше ему узнать своих более тонкие возможности, психологические и интеллектуальные, ведь это гораздо труднее.»
«Во-первых, поход, это время, проведенное с семьёй в обстановке, коренным образом отличающейся от домашней, даже в экстремальной, где папа-мама образец поведения в самой различной ситуации, а ребёнок, как член семьи, может проявить себя в совершенно ином для него качестве.
Во-вторых, это обучение новым навыкам: сбор рюкзака, тренировки перед походом, покупка каких-то интересных штучек для похода (фонарика, рюкзака, термоса) и возможность ребенку выбрать что-то самому. Конечно, это всё игра, но игра по новым правилам и в новых условиях, где всё по-настоящему, а не как в компьютерной игре. Папа и мама в роли мастеров, но мастер не учит, мастер создает ситуации для развития. Постановка цели, составление плана достижения цели, задачи на пути к цели — всё это может быть расписано на бумаге и красиво оформлено.»
«Участие в походе развивает в детях такие навыки, как самостоятельность, уверенность в своих силах и умение работать в команде, так как очень часто группа состоит из совершенно незнакомых ребят и девчат. Конечно же, поход отвлекает их от гаджетов и несет огромную оздоровительную пользу организму, так как это постоянная физическая активность на свежем горном воздухе. Еще, разумеется, это знакомство с неестественной для них средой обитания, с красотой природы и её опасностями.»
«Как-то мои дети пришли со школы и сказали: «Мама можно мы в воскресенье пойдём в горы с нашим биологом? Он каждые выходные вводит детей в горы». Помню какими же счастливыми они оттуда вернулись! До ночи рассказывали сколько всего интересного узнали, со сколькими другими детьми познакомились. Столько позитивных эмоций! Вот это одна из главных причин, почему дети должны ходить в поход — заряд прекрасного позитивного настроения! Во-вторых, это знакомство с природой, благо наш край очень богат красотами, которые, увы, не видны из окна школьной аудитории. В-третьих, это тренировка всего тела, развитие физической выносливости, да и лёгкие очищаются от копоти, которой мы дышим в городе. Ну и в итоге, конечно же новые впечатления!»
«То, что дети умеют лучше нас обращаться с гаджетами и гулять в торговых центрах, это суррогат, это подмена, которую мы подсовываем детям, потому что не хотим тратить на них время. Мы сами захвачены на этим же ловушками и обманками. Погружение в природу, это прежде всего жизнь, это получение настоящего жизненного опыта. Дети, в отличие от взрослых, находится в том возрасте, когда у них только формируется тело и мозг. Не для кого не секрет что сейчас очень много проблем с развитием детей. На это откликаются специалисты, создают методики коррекции, препараты, сенсорная интеграция сейчас модна. Так вот, походы с родителями, со сверстниками в реальные условия, это и есть наилучший способ профилактики и коррекции любых сложностей с развитием, это и есть настоящее правильное гармоничное развитие ребёнка. Настоящая сенсорная интеграция находится в горах, где работают все органы чувств, тело получает все стимулы, которые необходимы для развития мозга. Это и баланс, и ощущение своих мышц, звук, зрение, глаз видит перспективу, дальше-ближе, перескакивает с одного объекта на другой, тут же он ощущает руками своими травку и камушки, мокрое, сухое, жёсткое, мягкое, это всё и есть жизнь и полноценное развитие.»
Тайм второй
Спускаюсь с пика, который ещё пару десятилетий назад называли сопкой. Такая метаморфоза случилась скорее всего из-за дикой популярности маршрута среди начинающих горовосходителей. «Покоритель сопки» — видимо звучит не мотивационно! Летнее солнце в зените печёт нещадно. Я останавливаюсь попить и вдруг слышу голос: «Извините, а где тут воды набрать?» Оглядываюсь вокруг и никого не вижу, а голос свыше продолжает: «Может тут родник есть?» И тут я замечаю страждущего туриста, полностью сливающегося своим городским прикидом с большим камнем, под которым он присел. «Тут воды нет нигде — отвечаю я — это же гребневый маршрут. Но я могу вам отдать свою!» «Да это не мне» — отвечает тот, протирая очки. «Папа, ты нашёл воду?» — раздался очередной голос, но уже не свыше. Снизу, из-за камня, выполз парнишка лет шести, очень тучного телосложения. «Куда же вы его тащите? Такого, после обеда и без воды?» — спрашиваю я папашу. «На пик! — гордо отвечает тот — Они у меня бойцы-молодцы!» Я протягиваю ползущему парнишке бутылку с водой. «Это не мне — с трудом отвечает тот, показывая дрожащим пальцем куда-то вниз по склону — это брату, у него астма!»
И тут до меня дошло. Скорее всего ренейминг сопки произошёл однажды в сводке происшествий, когда журналист понял, что фраза «спасоперация на пике» звучит намного эпичнее. На этот раз обошлось без ПСР и заигравшуюся в альпинистов троицу я напоил, ненавязчиво пожурил и развернул вниз. На самом деле «игра в альпинистов» — устоявшийся фразеологизм, применяемый специалистами из альплагеря Туюк Су ко всем, идущим на гору, минуя процесс подготовки и обучения. Поверьте, таких немало, и некатегорийная сопка, лишь нижний предел этой игровой зависимости, а верхнего предела, увы, не существует, как и простых вершин — все они суровы и очень больно бьют. Но когда бьют безумца, это беда, а если безумец подставляет под удар своих детей, то это уже преступление.
«Как и куда ходить с ребёнком в поход?» — этот вопрос плавно вытекает из предыдущего «Зачем?» Родитель — мотиватор, если он опытный турист. При ином раскладе воспитательно-мотивационный процесс надо начинать с себя. «Педагогическая» попытка реализации своей несбывшиеся мечты за счёт ребёнка всегда заканчивается трагедией, если не сейчас, то в скором будущем, и мотивационные методы «кнута и пряника» тут не спасут.
«Да мы можем хорошо посидеть за столиком в кафе, замечательно вместе посмотреть фильм в кинотеатре или сходить в торговый центр. Но что это? Таким образом мы приучаем ребёнка к качественному, размеренному и тотальному потреблению. А что мы можем противопоставить этому, какая есть альтернатива? Это совместные походы и приключения на природе! Там вообще столько сразу плюшек выпадает: мы вместе, мы общаемся, мы развиваемся, мы прикладываем усилия, мы дышим свежим воздухом, мы выходим из городской клоаки на вообще другие энергетические уровни. В общем, сплошные плюсы, надо только лишь собрать себя, организовать и выйти. Но это касается родителей детей дошкольного возраста.»
«К нам дети приходят уже заинтересованные провести свои выходные где-то не в городе, а в горах, познакомиться с другими ребятами, но как их уговаривают родители, я даже не знаю. Чаще всего приходят благодаря «сарафанному радио» - те, кто постоянно ходит с нами в горы, приводят одноклассников и друзей. Некоторые родители говорят, что отправляют к нам своих чад насильно, потому, что не могут оторвать их от компьютеров и смартфонов, а в нашем походе ребенку не до телефона и они даже фотографировать забывают, так как мы их постоянно чем-то занимаем. В многодневных походах эти дети начинают капризничать и резко высказывать нам своё недовольство, что в жизни больше не придут, что никогда не понесут этот тяжелый рюкзак. Но самое удивительное происходит после похода, когда проходит пару недель и они записываются на новый поход со словами, что теперь они не могут по-другому, что теперь горы с ними навсегда. И ты понимаешь, что не зря этим занимаешься.»
«Если говорить о мотивации, то, мне кажется, что у ребёнка должен быть такой образ жизни, чтобы он мог и на велосипеде, и на коньках, и на лыжах, и пешком, и на лодке научиться передвигаться. Мы, как родители, каким-то образом должны ему все эти навыки физические передать, помимо образования классического. Никто не говорит о том, что из ребёнка должен вырасти профессиональный скалолаз или пловец, но научить его держаться на воде, на льду или на колёсах, это наша задача. И самое главное, сделать это до 12 лет, потому что основа закладывается до этого возраста, а дальше уже он больше сам выбирает. Он может потерять ко всему этому интерес, но навык находиться в экстремальных условиях останется. Тогда у него будет возможность уже выбирать в более старшем возрасте - хочу идти в поход, или не хочу. А если основу не заложить, даже если он захочет, то это будет очень трудно сделать. Тут даже вопрос не в том, что мы свои интересы пытаемся навязать ребенку. Наоборот, мы ему даем самом раннем детстве все навыки, которые ему потом могут пригодиться.»

Тайм Третий
Думаю, что пора делать некоторые выводы:
-
Познание окружающего мира ребёнку необходимо так же, как и финансовая грамотность, причём он сначала должен усвоить откуда берутся дети, а потом уже откуда берутся деньги. А изучать тычинки, пестики и медвежьи какашки лучше эмпирическим путём, протопав пару километров в компании таких же почемучек.
-
Родительский контроль продуктивнее работает в совместном походе, чем в смартфоне. Только в контрольном листе пунктом первым должна стоять одна прописная истина — прогулка в городском парке и прогулка в горах, это совершенно разные игры, как футбол и шахматы. А значит, прежде чем мотивировать чадо «наГОРУзкой», капитану команды стоит открыть инструкцию и усвоить правила игры.
-
Родитель, как образец поведения в самых различных ситуациях. И правда, на этом педагогическом приёме было взращено немало достойных представителей человечества. Но такая преемственность работает лишь тогда, когда есть что перенимать. В нашей ситуации, родитель не подкованный походными премудростями, превращается в дурной заразительный пример, мотивирующий «всех прыгать с крыши».
Что делать? Ставить грамотные цели и планировать поход. Цели выбираем по малышне, чтобы они были достижимы и становились предметом гордости. Планы тоже расписываем в зависимости от возраста «юного бойца»:
1. Если вашему чаду до трёх лет, то есть большой смысл идти в поход с детским рюкзаком-переноской, в котором ребёнок будет спать большую часть похода. Это больше родительский тренинг на выносливость, причём максимум часа на четыре. Разумно прихватить с собой предметы детской гигиены, гермомешок для утилизации использованных, и горелку, чтобы приготовить детскую смесь.
«Методы привлечения детей к путешествиям, к активной жизни, в том числе и к горам, такие же естественные и простые. Не с шести, не с десяти лет надо выезжать на природу. Пока ребенок еще ее ходит, родитель должен брать его с собой в поход, чтоб он там поспал, подышал, посмотрел, пощупал. Не надо далеко уходить, главное проводить время с ребёнком на природе, а не в торговом центре или на городской детской площадке. Это тоже хорошо, но этого недостаточно, это только на короткое время. Надо идти дальше и показывать ребёнку этот мир: «вот он есть, и ты часть этого мира!» Тогда у ребёнка будет появляться потребность развиваться и идти дальше, лезть на гору, собирать камни, кидать эти камни.»
«Первые шаги ребенок должен делать не только по ровной поверхности. Чтобы у него развивались все органы, он должен ходить по камушкам, по склонам и так далее. Да, он далеко не пойдёт в горы, но он должен пройтись по тропинке, по камням, спуститься к речке, он должен это уметь. Мы иногда берём в поход детей, которые никогда не ходили в горы, на реку, вообще на природу. И страшно смотреть, когда по небольшому уклону, по удобным камешкам, семилетний ребенок начинает идти на четвереньках, потому что он сам и его тело не привыкли к таким ощущениям. Проходит пару месяцев, и он начинает там бегать. И это не только его ловкость и дополнительные нейронные связи в его мозгу, это способность находить баланс не только физическом плане, когда ты идешь и тебе надо перескочить какой-то камушек или трещинку, а это наша способность находить баланс в будущей жизни.»
2. Трёхлетки уже ходят и даже убегают, причём очень быстро, в основном в сторону раздражителей в виде жучков, цветочков и обрывов. Поэтому при планировании маршрута эти опасности надо учитывать и брать с собой пухлую аптечку с препаратами от ожогов, укусов и ссадин. Понятно, что большую часть маршрута ребёнок поедет на родителе. Поэтому закладываем время на переходы от развлечения к развлечению и частые остановки, чтоб дитё порезвилось и всегда помним поговорку про семь нянек.
«Для ребенка в дошкольном возрасте естественно двигаться, и он должен двигаться как можно больше, так как его тело формируется наиболее активно. Поэтому мы просто идем всей семьёй туда, куда ребёнок может дойти, но до определенного места, где есть что-то интересное и там отпускаем ребёнка поиграть. Конечно, дети разные и кто-то отойдет на 500 метров, а кто-то и несколько километров пройдет. В общем, подстраиваемся под детей и постепенно усложняем им задачу.»
«Детей с трёх лет надо водить в походы, и я знаю, что в нашем городе есть даже такие детские центры, которые так делают. Это замечательно, когда дети проводят время в горах без родителей, и им это очень нравится. Мало того, они в одиночку гораздо более выносливее, чем вместе с родителями. Это понятно, дети с родителями расслабляются, они привыкли что их обслуживают постоянно, а тут они в самостоятельной группе, пусть в маленьком, но серьёзном походе. Дети лучше себя ведут в компании сверстников, они друг-другом мотивируются, увлекаются. Поэтому родителям таких детишек лучше собраться небольшой компанией.»
3. Первоклашки уже могут делать самостоятельно небольшие переходы. У них появляется интерес к цели похода и самому маршруту, чем можно их и мотивировать. Неплохо было бы подключить ребёнка не только к процессу планирования, но и к выбору и покупке экипировки. Так он почувствует себя самым настоящим исследователем горы.
Основное, это постепенно выработать грамотные навыки и правильные привычки, тогда в дальнейшем ваш ребёнок будет не нагрузкой, а настоящим походным компаньоном. Кстати, это хороший вариант ходить в поход в несколько семей, тут и у нянек глаз больше и дитю не скучно с ровесниками. Можно даже создать отдельную детскую команду со своей игрой, в которой родители не соперники, а тренера и судьи.
«Легче всего привить любовь к походам детям начального школьного возраста, начиная с 7-8 лет. В этом возрасте они очень любознательны, всему удивляются и всему восхищаются. Малышам интересно все новое: камни необычные, деревья, цветы, жучки-паучки. А красота окружающей природы, которой восхищаются взрослые, для детей не является первостепенной. Тем более преодоление себя или каких-то преград, этого им не понять. Мы начинаем с лёгких походов на 3-4 километра, с небольшим набором высоты. Обычно малышня отлично себя чувствует, когда родителей нет рядом. Как только на горизонте появляется родитель, ребенок сразу начинает ныть и жаловаться на усталость.»
4. Дети постарше, лет с 12, могут уже ходить в многодневные маршруты, где их можно загружать бивачными заботами: поставить палатку, принести воды, зажечь горелку. Можно по-взрослому загрузить детский рюкзак, но не более 10кг.
«Со школьного возраста начинается период, когда в походы лучше ходить только со сверстниками. И если родитель организатор такого похода, то лучше взять одного друга, чем идти с одним ребёнком. А лучше несколько, в зависимости от того, сколько организатор похода осилит. И чем старше ребёнок, тем больше ему хочется проводить время со сверстниками и тогда надо обращаться в туристические клубы, которые организовывают подобные группы, или самим их создавать.»
«Если ребенок полюбил походы, то ходить он будет до подросткового возраста. Потом наступает переходный период, появляются новые интересы, когда прививать любовь к походам очень сложно. Но, на мой взгляд, единственное, чем удается заинтересовать взрослого ребенка, это компанией других детей. Основной причиной, по которой дети 12-16 лет идут в поход, является общение со сверстниками. На самом деле им этого общения не хватает из-за гаджетов, и они сами даже не подозревают об этом.»
Ну а когда ребёнок подрос, и родители поняли вдруг, что прямо сейчас надо что-то делать и отрывать его от гаджетов, то тут ничего уже не сделаешь, кроме как самим выходить в походы. Но не факт, что ребёнок с вами пойдёт, а превращать мотивацию в насилие — не выход. Время уже ушло и тут надо проявлять педагогическое мастерство, искать сверстников, группы, клубы, в которых ребёнку понравится. А если конкретнее, то лучше найти того человека, значимого, взрослого, в поле которого ребёнок сможет развиваться.
Тайм Четвёртый
Морозный зимний день. Не смотря на послеобеденное время, группа мальчишек устало бредёт в верх по горной тропе.
Одеты по-зимнему, но не по горному, распаренные лица выдают, что ребятам ужасно жарко в громоздких тёплых фуфайках. «Вы куда такие красивые?» — спрашиваю первого, упавшего в снег от усталости. Он молча и устало машет в сторону ближайшего трёхтысячника. «Одни?» — удивлённо не отстаю я. «С тренером — выдыхает он — мы команда!» И правда, остальная часть команды, вместе с тренером, вяло подтянулась минут через пять. По внешнему виду предводителя, я предположил, что это боксёры, ну или борцы ММА, уныло бредущие побороть ближайший пупырь. «Вы и правда туда?» — спрашиваю тренера. «Да!» — кратко буркнул он. Я тоже включил режим коуча — «Вы уверены? Не дойдут же. Время уже позднее, вы в самом начале, а уже выбились из сил». «Как вы такое можете говорить? — возмутился тренер, прыгая на месте в попытке согреться методом «боя с тенью». «Мы же бойцы да?» — обратился он к воспитанникам. «Дааааа» — вяленько ответили ему бойцы с отдышкой. Наша группа пожелала ребяткам удачи и убежала вниз. Потом я узнал, что тренер всё-таки одумался и развернул свою богатырскую команду в получасе ходьбы от места встречи с нами. Этот пример как нельзя лучше демонстрирует главную ошибку всех коучей, ставящих цели пред своими падаванами — победить, достичь и превозмочь, «не смотря и вопреки» занять «вершину пищевой цепочки». Это конечно хорошо, но только в бизнесе или в спорте. А в походе надо ещё и спуститься сверху вниз, вернуться домой, причём желательно в здравом уме и на своих двоих. Поэтому, если и отрезать своего дитя джедаю в обучение, то только через семь проверок его ответственного подхода к непрофильным нагрузкам и детский туристический клуб, это лучшее решение проблемы.
«Там просто другие задачи ставят тренера и к горам отношения эти походы не имеют. Просто у нас рядом находятся горы, и они пошли туда выносливость прокачивать. А тренер не имеет представления о походах и горах, но реализует там какие-то свои цели.»
«Когда тренер по боксу ведёт свою команду в горы, это хорошо, если они идут куда-нибудь недалеко и ненадолго, потому, что тренер по боксу не может знать всех нюансов пешего туризма. Одно дело тренировка в зале, а другое дело, когда вы находитесь в горах. Поэтому самое лучшее если человек, который ведёт детей в горы, имеет квалификацию инструктора детского туризма. Ведь тут ответственность выходит на первое место. Детей нам доверили родители и мы за них отвечаем. За чужими детьми, в итоге, больше следишь, чем за своими. Дети очень непосредственные, им всё вокруг интересно, они везде лезут, постоянно пропадают, задают кучу вопросов и надо на всё отвечать и всех организовывать, поэтому безопасности отводится главное место.
Но самый наш наболевший вопрос, это непонимание некоторых родителей. Мы всегда пишем какая обувь должна быть, какая одежда и что с собой брать, во сколько сбор. Тем не менее детей отправляют в городских сапогах со скользкой подошвой. Или одевают ребенка, как на северный полюс, и он поднимается в горы, обливаясь потом и не раздеваясь, потому, что мама не разрешает. А мама в горы сама ни разу не ходила.»
Разумеется, поход с ребенком это большая ответственность руководителя, гида, родителя, так как дети постоянно ищут приключения, это неизбежно. К примеру, есть такой нюанс — дети растут и постоянно хотят есть. Поэтому привалы на еду надо делать часто и один легкий перекус в обед не прокатывает. В многодневном походе мы обычно делаем хороший горячий обед с супом и небольшой перекус перед ужином. Если со взрослыми людьми можно перекусить в обед бутербродами с чаем, то дети при таком режиме будут постоянно голодными, следовательно, уставшими и капризными.
Родителям надо понять и принять, что в походе их чадо облазит все деревья и ручьи в округе, поэтому будет постоянно грязным и мокрым. Нервничать и ругаться бесполезно, лучше взять с собой запасные вещи, желательно в неограниченном количестве.
Если отдаёте ребёнка в спортивную секцию, то внимательнее отнеситесь к внеклубной активности. Кросстренинг в походах, это конечно хорошо, но тренер сам должен быть подкован в этом плане. И родители должны спрашивать у тренера всё: куда и зачем пошли, когда вернётесь, какая погода, во что одеть ребёнка, что с собой дать и т. д. Будут вопросы от родителей, тренер будет искать ответы.
«Если я иду с ребёнком или с группой детей, то я иду исходя из уровня подготовки детей и ориентируясь на их интересы. Конечно я буду выбирать другой маршрут, чтобы там как были какие-то интересные места для детей, буду обращать внимание на малину, ежевику, горки, качели, а не на трудности перехода от А до В. Для детей в походе не должно быть монотонности, а обязательно должен быть элемент приключения. Конечно подготовка должна быть другая и не только физическая. Надо объяснить родителям, куда идут дети, какое нужно снаряжение, обувь, рюкзак, как должен быть одет ребенок и перед походом обязательно всех проверить. И конечно у самого должно быть в рюкзаке запасной набор для детей: шапочки, баффики, носочки, перчаточки. Да, бывает так, что приходит ребёнок и, не смотря на все объяснения, он пришел не с тем и в походе ему будет очень дискомфортно, а значит и дискомфортно и окружающим, поэтому нужны какие-то запасные вещи.»
Финальный вердикт таков — родитель для ребёнка и учитель и воспитатель. Поэтому, если ты родитель, то должно быть 30% походов в горы без ребёнка, а 70% с ребёнком, а лучше, если 100% с ребёнком. Теперь основная твоя роль, это воспитание юного поколения, а всё остальное уходит на второй план. И если ты постоянно бегаешь по горам, а до детей ноги не доходят, и они постоянно сидят дома с бабушкой, то это преступление по отношению к своим детям. Весь свет своей жизни ты должен нести детям. Иначе потом на этот свет их не вытащить и будет у вас тьма разных интересов, ценностей и конфликтов, а в итоге можно, как говорится, и «ребёнка потерять». Иначе потом будет трудно понять, почему ты такой активный и спортивный, а ребенок с ожирением, сидя за компьютером, ненавидит все что ты любишь. Ты социальный, ты молодец, а ребенок вот не пошел в тебя почему-то.
Выход тут один — уделять больше внимания ребенку и его потребностям с первых шагов и ходить туда, куда он может, куда ему интересно и с теми с друзьями, которые ему интересны. Позже он может пойти в спортивный клуб или вообще будет совершенно другими делами заниматься. Но навыки, заложенные до 12 лет, с ним останутся на всю жизнь, и потом, при необходимости, с возрастом, он вернется к ним и к диалогу с родителями.