Но мы то с вами говорим не про историю, а про активный туризм, хотя это тоже интересная история, местами сказочная, а местами даже страшная. «Большая тройка» это история про Рюкзак, Палатку и Спальник. Сказка про то, как не страдать, или страдать с меньшими потерями.

Для начала давайте определимся — если мы заговорили о «большой тройке», то значит вы в походах уже не новички и в однодневки ходите регулярно. Спина ваша уже не ноет от загруженного рюкзака и на перевалах вас не шатает. Про походную обувь лекции вам читать не надо и убеждать в необходимости треккинговых палок тоже. То есть у вас всё в порядке с головой и мышцами. Если же вы не прошли этот этап развития и собрались выбирать «большую тройку», то лучше обратиться к врачу.
Дело в том, что рюкзак, палатка и спальник, это самое большое, из походного скарба, традиционно разложенного перед походом на полу. Именно они составляют значительную долю веса и объёма, носимого туристом. И именно с помощью этих трёх параметров мы можем настраивать тонкую регулировку, между вечным страданием и безграничным счастьем. Для того, чтобы понять о чём разговор, для начала я приведу весьма условную статистику.

Как видите, половину веса можно скинуть, просто сменив традиционную тройку на более легкий вариант, и даже своих привычек менять не придется. Но для того, чтобы еще больше снизить вес до нешуточных граммов, надобно освоить новые навыки, например:
• ночевки под открытым небом
• использование рюкзака без подвески
• жить без почки ¯\_( ͡❛ ͜ʖ ͡❛)_/¯
Дело в том, что за последнее время «буржуазный легпром» сделал несколько технологичных скачков вперёд, внедрив в туризм космические технологии и чудеса вторичной переработки. Вес экипировки и снаряжения значительно упал, зато цена таких изделий поднялась до космических высот, недостижимых обычному обывателю.

Снижение веса «большой тройки» приводит к значительному увеличению максимального дневного перехода.
Вот для чего это всё делается! Считается, что при оптимальном сочетании веса поклажи, выносливости туриста и его мозгов эта цифра вполне может достичь 100км, но с определёнными оговорками на рельеф, перепад высот, и фанатизм. Адепты стиля «Fast & Light» утверждают, что происходит этот процесс без ущерба комфорту и технике безопасности. Вопрос спорный, особенно если перенести этого адепта в условия нашего климата и посмотреть, что он будет делать в под стограммовым тарптентом где-нибудь на Альпинграде, когда ночная температура вдруг упала ниже нуля, а порывом ветра унесло с Мынжылков беседку весом в 200 кг. ¯\_( ͡❛ ͜ʖ ͡❛)_/¯В этом месте наступает самое время задать логичный вопрос —"А вам надо так страдать? Если да, то на какой уровень страданий вы готовы пойти?" Понятно, что советские туристы страдали за идею, ну в крайнем случае за романтику. А что ещё оставалось делать с ассортиментом из 4 моделей рюкзаков, пары видов палаток и невозможностью раздобыть спальник вообще. Про легкоходство тогда никто и не слышал, ходили с чем ходилось, как ходилось, в чём ходилось и куда ходилось. Зато делали это долго, далеко и с удовольствием, поэтому в отечественной туристской среде того времени, помимо мастерства остроумного стихосложения, процветала недюжинная изобретательность, а по-современному — лайфхачество.
Турист постсоветского времени ещё продолжал романтически страдать, но уже получил, хотя и ограниченный, но всё-же доступ к изделиям импортного производства, что в разы повысило его комфорт и уходибельность надолго и далеко, что в последствии привело к смене романтики на банальный спортивный интерес. Большая тройка стала обретать иные очертания и цвета, что привело нас к новым страданиям — мукам выбора.
В настоящее время мы имеем полный доступ ко всем прелестям научного прогресса в области оутдор индустрии, причём не сходя с мягкого кресла с подогревом. Интерес пропал, благодаря National Geographic, а про романтику успешно забыли, как и про тройку старых президентов. В моду вошли зож и тикток, что автоматически влило потоки туристов в новомодные страдальческие течения.

Общие критерии выбора
Прежде чем определиться с «большой тройкой», надо решить чего именно вы хотите от похода, основываясь на выбранных целях, физической готовности и финансовых возможностях. Например, идёте вы в поход за редкими кадрами горных архаров или задались целью пройти от точки А до точки Б в кратчайшие сроки. Эти цели требуют совершенно разных критериев выбора — в первом случае объёмного рюкзака с кучей карманов под фото стафф и неприметной палатки, во втором — полного минимализма во всём.Безусловно вы должны опираться на нахоженность и сформировавшиеся привычки:
— ходить далеко и долго;
— носить тяжёлое;
— спать на жёстком;
— переносить неудобства.
От этого зависит вес, конструкция и комфортабельность выбираемого снаряжения.

Далее определяем ваши субъективные физиологические и психологические качества:
— Физическая форма и выносливость;
— Особенности телосложения;
— Морозоустойчивость;
— Стрессоустойчивость.
Это напрямую влияет на выбор общего веса, конструкции рюкзака и наличии в нём подгонки подвески, конструкции палатки (комфортабельности) и теплосберегающих свойств спальной системы.
Затем следуют объективные критерии выбора, зависящие от маршрута и целей вашего похода:
— локальная погода и климат района в общем;
— высотность профиля маршрута;
— многодневность похода;
— рельеф и подстилающие поверхности.
Эти критерии влияют на водо-влагозащитные свойства снаряжения, а так же на износостойкость выбираемых материалов.
Крышей этого домика является ваша платежеспособность, умноженная на сроки выхода на маршрут. Обычно рабочая «большая тройка» не приобретается «в один клик». На это уходят месяцы поисков, примерок, ожидания скидок и чёрных пятниц. И это только начало.

Для выбора рюкзака неплохо бы разложить всё, что вы собираетесь в него поместить, включая разные мелочи и спецобороудование. Так проще определиться с необходимым минимальным объёмом и максимальным количеством дополнительных карманов. Решите где будут находиться остальные двое (палатка и спальник) — внутри или снаружи. Если внутри, это увеличивает общий литраж. Если снаружи, то необходимо наличие дополнительных крепежей.
Затем определяемся с конструкцией подвески. Суперкомфортная современная подвеска предполагает наличие эргономичной анатомической изогнутой спинки, жесткость которой придаётся трубчатым или проволочным каркасом, а комфортность создаётся наличием дышащих подушек в местах соприкосновения или натянутой прочной сеткой. В упрощённой и облегчённой подвесках могут отсутствовать некоторые перечисленные элементы, ну а отсутствие подвески говорит само за себя — это просто дорогой мешок с лямками.
Ну и в финале определяемся из чего ваш рюкзак пошит. Суперпрочная и износостойкая кордура сильно утяжеляет изделие, а современный облегчённый нейлон уменьшает износостойкость. Дайнема, да ещё и ламинированная, мегапрочный и гиперлёгкий материал, но стоит, как самолёт.

Выбор палатки происходит приблизительно по тем же критериям. Для начала понимаем сколько всего мы хотим в неё напихать (человек, животных, вещей, оборудования). Это прямым образом влияет на выбор конструкции и вместительности нашего походного домика.
Полубочки более вместительны, чем традиционные купола, но они не самостоящие, требуют тщательной растяжки и их частенько сложно устанавливать «в одного» в отличие от купола. Самостоящие купольные палатки в разы удобнее «туннелек» и «гробиков», зато последние устанавливаются одним взмахом руки и максимально ветроустойчивы. Комфорт определяется не только просторностью, но и количеством вентиляционных клапанов, входов, полок, карманов, встроенных и дополнительных холлов. Но всё перечисленное конечно значительно утяжеляет палатку.
В последнюю очередь определяемся с универсальностью — будем мы с одной и той же палаткой ходить в горы-степи и выезжать на реку, или нам позволит бюджет и жилая площадь обзавестись ещё парочкой.

Спальная система — вопрос отдельный. Я бы не рассматривал спальник отдельно от коврика, на практике обычно это не применяется. До недавнего времени безальтернативной подстилкой под спальный мешок был только каремат-пенка. Он же служил каркасом в бескаркасных рюкзаках. Вес такого коврика незначителен, поэтому в тройке не рассматривался. Обычно каремат скручивался и крепился над верхним клапаном или под днищем рюкзака, что увеличивало внешний объём поклажи и частенько понижало мобильность туриста. Современный спальный коврик — надувной. В сложенном состоянии он имеет размер с два кулака и так же мало весит, но это зависит от модели. Поэтому «надувашка» убирается внутрь рюкзака. Значительный ассортимент подобных ковриков позволяет создать комфортную спальную систему, надо только лишь определиться с выбором:
— Конструкция (эргономичность, камерность). Легкоходы выбирают укороченные карематы (только под туловище) анатомической формы. Это в разы уменьшает вес коврика. Если вы спите беспокойно и постоянно ворочаетесь во сне, то лучше присмотреться к наличию раздельных камер.
— Наличие утеплителя в надувном коврике, это не новшество. Воздух обладает минимальной теплоизоляцией, поэтому в холодном и влажном климате на простой надувашке спать будет зябко. А вот наличие утеплителя с хорошей теплоизоляцией добавляет значительный плюс к комфорту и здоровью.
— Прочность материала, фактор немаловажный, особенно для любителей спать под открытым небом. Колючки, ветки и острые камни могут вывести из строя надувной коврик и страдания вам обеспечены. Но современные материалы позволяют устраиваться на ночлег даже на голых скалах, без вреда каремату.
— Сжимаемость. От этого зависит сколько места займёт ваш коврик в рюкзаке.
Ну и наконец спальный мешок. Каким он будет, зависит только от ваших личных потребностей:
— В первую очередь определяемся с температурой комфортного сна, ведь это самое главное, для чего нужен этот элемент снаряжения.
— Далее конструкция, выбор которой зависит от вашей активности во сне и от температурных условий похода. Если комфорт на первом месте — выбираем конверт, если тепло, то кокон.
— Пух или синтетика выбор маленький и неоднозначный. Для высотных походов по ледникам конечно и однозначно — пух. Но для нашего влажного климата я бы остановился на синтетике, особенно учитывая, что она с каждым годом приближается по всем показателям к пуху, но дешевле и не так проблемна в уходе.
— Сжимаемость плавно вытекает из предыдущего пункта. Да, спальник с синтетикой в сжатом состоянии значительно больше, чем пуховый и незначительно тяжелее. Зато в разы быстрее сохнет.
— На материал верха обращаем внимание только в последнюю очередь. От этого зависит нужен вам дополнительный конденсатник, к примеру, или защитный чехол для переноски спальника вне рюкзака.
Важными финальными критериями выбора являются уход, ремонт и хранение.
Если пенка не требует сложного ухода и специфического хранения (помимо защиты от кошек), то всё остальное (палатка, спальник, надувашка) требуют чистки, проветривания, сушки и хранения в максимально расправленном виде. В противном случае они просто придут в негодность. Надувные коврики сложно ремонтировать, если имеются большие разрывы. Пуховые спальники не просто сушить в походе, особенно в многодневном. Фиберглассовые палаточные дуги не подлежат ремонту (только замена секций). Эти и иные тонкости лучше отдельно уточнять на сайтах производителя и у консультантов в магазине и заранее приобретать ремкомплекты, средства ухода и приспособления для хранения.
На этом вроде всё. Просто запомните, что лучше много думать, задавать кучу вопросов, часами рыться в интернете, чтобы предусмотреть все тонкости и нюансы, чем потом ежедневно страдать в походе.